
Канон преподобного Андрея Критского Четверг первой седмицы Великого поста
Вчера, читая канон, мы вспоминали жертву Авраама. В Новом Завете мы видим Христа в образе Агнца Божия, вземлющего грех мира. Если мы забываем об этом, то становимся как Ламех – второй человек, совершивший убийство. Преподобный Андрей напоминает, что Ламех после совершенного им беззакония плакал не от сожаления, но от сознания неполноты своей власти – и та грешная душа, которая не хочет покаяния, уподобляется этому племяннику Каина. Как будто плачет, но плачет не оттого что сожалеет о содеянном, а оттого что видит сопротивление со стороны. Преподобный Андрей говорит, что душа, совершающая грех, убивает сама себя. Убийство имеет много способов грань – может убивать и дерзкое слово. В тексте канона святой призывает нас быть внимательными и не допускать слов и поступков, убивающих, уничижающих другого человека. Такие грехи зажигают в душе огонь, подобный геенскому, который сжег Содомские города – он легко сожжет и наши души.
Далее преподобный приводит к мысли о том, какой образ носит душа, укрепившаяся в греховной склонности и дерзости. В 3 песне канона мы слышим: «Агаре древле, душе, египтяныне уподобилася еси, поработившися произволением и рождши новаго Исмаила, презорство». Это тропарь величайшей глубины. Если душа находится в состоянии дерзостной вседозволенности, то она уподобляется древней Агари – наложнице Авраама, родившей ему внебрачного сына Исмаила, когда законная жена Сарра не могла родить. Жизнь нашей души становится «внебрачной», непризнанной, как жизнь Исмаила. Что такое презорство? Это дерзость, бесстыдство. Есть пословица такая – «ни Бога не боится, ни людей не стыдится». Это крайнее состояние. С незаконным сыном Авраама от Агари, служанки Сарры, было тяжело жить рядом. И с такой душой жизнь будет невмоготу. В таком состоянии возможен один путь, который избрал праведный Лот – убежать от этого огня, нашу душу. «Бегите, как Лот, спасайтесь в Сигоре» – призывает нас св. Андрей. И нельзя оборачиваться вспять, чтобы не стать столбом, как супруга Лота, бежать нужно без оглядки, уподобляясь твердостью и верой многострадальному Иову, взирая на цель, ради которой начинался этот подвиг – святую Пасху.
Далее преподобный напоминает о том, что если на этом пути одолеет душу жажда, то Сам Господь Иисус придет ее утолить. Вспоминается разговор Христа с самарянкой. В ответ на исполненную просьбу дать напиться простой воды из колодца Он обещал ей живую воду благодати. Так и пост – это лишь небольшой труд с нашей стороны, выраженное стремление послужить Христу. И вот за этот труд, за внимание к Своим словам Господь подаст ту самую воду благодати, которую Он обещал самарянке. Преподобный приводит образ омовения в купели Силоамской как образ наших слез, которые мы проливаем о своих грехах, о своей душе. И это слезы не страдания, это слезы радости о том, что мы приняты, исцелены Христом, можем ощущать близость к Нему.
Преподобный Андрей приводит притчу о потерявшей драхму жещине в подтверждение мысли о том, что Господь ищет каждую душу. Увидеть это взыскание можно после покаянного омовения в купели Силоамской. «Силоам да будут мне слезы мои…». Слезная купель угасит мои страсти, очистит внутренний взор, и душа прозреет, познавая, что Господь ее ищет, и просто надо продолжать то, что было начато.
Снова, как и во вчерашнем чтении в среду, мы слышим о борьбе Иисуса Навина с Амаликом – со страстями – и слова про гавоанитов, которые обманули евреев. Напоминаю, что гаваониты – это помыслы, которые мы должны или распознать и убить, не договариваясь ни о чем, или подчинить себе, если уж вошли в общение с ними. И в очередной раз мы слышим ободрение и заверение в том, что Христос взыщет нас, поэтому не стоит расслабляться, надо пролагать свой путь. Как Иисус Навин боролся с Амаликом, так и нам надо бороться с греховными пристрастиями и подчинять себе все сопротивные помыслы.
В следующих стихах канона мы встречаем ветхозаветный образ царя Езекии. Это был праведный царь, сотворивший много добра для своего народа и благочестивый. Однажды он заболел и лежал на смертном одре – «Исчезоша дни мои, яко соние востающаго; темже яко Езекиа слезю на ложи моем, приложитися мне летом живота; но кий Исаия предстанет тебе душе, аще не всех Бог». Господь послал к Езекии пророка Исайю, предрекшему царю скорую кончину. Царь стал молиться, и Господь продлил жизнь его – Езекия прожил еще 15 лет. После пророк Исайя возвестил ему о кончине, по молитве царя. Мы видим из этого рассказа, что достойный и праведный человек не видел в себе готовности к переходу от земной жизни. Он осознавал, что нет праведника без греха, и всем нужно время для покаяния. Если человек способен со всей ясностью осознать, что скоро умрет, то ему открывается удивительная возможность к изменению настоящего через деятельное покаяние. Каждый день становится временем максимального приуготовления. Возможно, Бог даровал Езекии эти 15 лет, потому что такой царь был нужен своему народу. Но преподобный Андрей так поэтически трактует этот ветхозаветный эпизод, указывая, что мы не обладаем теми же возможностями, что Езекия, и рядом с нами вряд ли окажется пророк, подобный Исайе. Но автор канона говорит удивительные слова: «…кий Исаия предстанет тебе душе, аще не всех Бог». То есть к моей душе теперь придет не ветхозаветный пророк Исайя, а Сам Бог. Сам Господь придет в нашу жизнь, когда это будет нужно и полезно для нас, тогда когда наша душа будет больше всего это требовать, когда потребуется преодолеть особенную тяжесть или некое испытание.
Наши неомытые в Силоамской купели покаяния глаза не дают видеть свое не-одиночество. Эта неспособность относится к следствию падшести, поврежденности нашей природы, поэтому человеку свойственны эти соблазнительные мысли, что он один, он оставлен, что Богу нет до него дела. Святой Андрей Критский, как и многие отцы Церкви во все времена, внушает обратное – чтобы мы не отчаивались никогда. Подтверждением этим словам служит удивительное благодатное состояние, когда ты всем существом понимаешь, что не одинок. Одиночество – это свойство человеческого бытия, имеющее двоякую природу. С одной стороны, мы стремимся к нему, а с другой стороны, тяготимся и убегаем, воспринимая его как бремя. Но человек, омывающий свою душу в Силоамской купели покаяния, никогда не окажется одинок в трагическом смысле этого слова. Господь пребудет с ним всегда.
В завершение канона, в последней песне святой Андрей напоминает о втором пришествии Господнем и о Страшном Его суде. Для христиан сознание этого грядущего Суда не может не быть радостным. Это встреча со Христом, встреча друг с другом во Христе. Второе пришествие подобно выходу грешников из ада. Удивительно, что весь вектор нашей жизни должен быть направлен на ожидание Второго пришествия Господня, но при этом мы уже можем жить полноценной жизнью в свете этого ожидания – в чистоте, радости, счастье. Иногда среди верующих можно встретить установку «ну, помучаемся здесь, а потом когда-нибудь будем в раю» – так не бывает. Уже сейчас нам дано жить со Христом, встретить Его, радоваться и узнавать Его Божественное присутствие. И тогда грядущий Суд станет радостной встречей с Тем, кого ты ждал всю жизнь. С Тем, кто ищет тебя во тьме со свечой, а ты Его ждешь.
Итак, пример Езекии говорит о том, что мы должны искать не смерти, а состояния готовности к ней. Самый яркий пример такого ожидания – это Богородица, Пречистая Дева Мария. Став Матерью Божией, она явила в себе высшую форму готовности человечества пребывать со Христом. И после Его распятия и божественного Воскресения Она ждала со смирением новой, уже вечной, встречи со Своим Сыном, и обрела ее во блаженном Успении.
Заключительные образы канона – два разбойника, распятые со Христом. Двое висели на кресте, испытывая мучения, но один хулил, а другой славословил и исповедовал Господа. И далее святой Андрей вспоминает, как Мария Египетская перешла через реку Иордан на глазах у преподобного Зосимы. Снова и снова, во времена Ветхого и Нового завета – человек идет по водам и воды расступаются. Образ один и тот же: мы пройдем и этот пост, и все труды и испытания нашей жизни как посуху, как Мария Египетская перешла через Иордан прямо по воде, как народ Моисея перешел через Красное море – и ничто не воспрепятствует силе Божией. А в конце этого пути по милости Божией услышим слова «Ныне же будешь в раю». Это ответ Божий на истинную веру, на подлинное исповедание – обетование Пасхи Господней.
«Тварь содрога́шеся, распина́ема Тя ви́дящи, го́ры и ка́мения стра́хом распада́хуся, и земля́ сотряса́шеся, и ад обнажа́шеся, и соомрача́шеся свет во дни, зря Тебе́, Иису́се, пригвожде́на ко Кресту́». Ответом на слышание канона святого преподобного Андрея Критского, читаемого в первые дни Великого поста, пусть станет наша жизнь в ближайший пост и встреча Пасхи. Когда в завершение пути на Страстной седьмице мы увидим Христа, распятого на Кресте, кем мы предстанем: праздными зрителями, смотрящими на распятие посторонним взглядом, или Его настоящими ближними, теми, кто ищет Его в своей жизни, всем сердцем отзывается на зов Божий? Хотелось бы всем пожелать именно последнего: стать предстоящими Богу, всегда взирающими на Него верными чадами. Аминь!