Канон преподобного Андрея Критского. Понедельник первой седмицы Великого поста

Автор: Иерей Алексий Ишков

С сегодняшнего дня молитва Церкви направляет душу в глубины покаянного делания. И от нас во многом зависит, насколько мы готовы последовать этом призыву и воспринять в сердце те образы, которые предлагает Великий канон преподобного Андрея Критского. Вспомним, что слово «канон» обозначало в древности мерило, линейку, с помощью которой определяли определенную меру – длину, широту. Можно представить, что канон – это и есть некая линейка, и с этой мерой мы можем сверять свой путь. Уже позднее канонами стали называться песнопения Церкви, по аналогии с тем, что в них было преподнесено некое научение, воспринимаемое как мера, эталон. Но по своей сути они тоже остаются инструментом научения в церковной жизни. Творение преподобного Андрея Критского занимает среди гимнографических произведений особое место. 

Сегодня канон начинается с вопрошания о том, с чего нужно начать свое покаяние. И сразу мы вслед за автором вспоминаем Адама и Еву, историю грехопадения первых людей, их изгнание из рая. Мы слышим строки о том, что «душа моя подобна Еве, которая соблазняется помыслами» – так же, как и первой женщине, праматери Еве, в раю, человеку бывает легко соблазниться теми искушениями, что присутствует в жизни, и нет таких людей, кто не оказывался бы в ситуации соблазна. 

Далее преподобный Андрей говорит о том, что не следует на пути покаяния отчаиваться – в качестве примера приводит апостола Петра. Не переживайте сильно, даже если вы чувствуете себя одолеваемыми бурей соблазнов – вспомните хождение апостола Петра по водам. Даже в момент, когда он усомнился, Господь был с ним рядом и протянул руку. Так и ваша душа, подобная смущенной Еве, пусть преодолеет сомнение и имеет веру, и Господь будет рядом и протянет Свою руку. 

Затем преподобный Андрей вспоминает образ евангельской блудницы. Многие люди грешат похожим образом, но никто не кается подобно ей – и мы видим покаяние, слезы раскаявшейся женщины, которыми она умывала ноги Христа, утирающей Его ноги своими волосами. И мы тоже призваны приносить действенные плоды покаяния, иметь веру и надеяться, что Господь воспримет наше усилие и даст возможность пролить покаянные слезы. 

Далее по тексту канона вспоминается праведный Лот и его спасение в Сигоре. Автор говорит, что подобно тому как Лот бежал из Содома и грешной жизни этих мест, так и душа должна бежать от греха и искать прибежище в своем Сигоре – в Церкви. Затем следует другая мысль святого Андрея о том, что для совершения истинного покаяния необходим труд. Он приводит в пример Иакова: когда тот полюбил Рахиль, младшую дочь своего дяди Лавана, то семь лет трудился, чтобы получить ее в жены. Ветхозаветный закон предполагал многоженство, и дядя, будучи человеком расчетливым, отдал за Иакова сначала старшую дочь Лию, обманув его тем самым – Иаков получил не ту, которую любил. Но будучи порядочным человеком и исполняя закон Моисеев, он взял Лию в жены и еще семь лет потрудился, чтобы получить любимую Рахиль. А потом он трудился еще шесть лет, чтобы получить приданое за своих жен. Ради земной любви и благополучия человек предпринял этот двадцатилетний труд. И автор канона, сравнивая эти ситуации, вопрошает: неужели ради любви небесной мы не можем потрудиться в течение поста? Иаков двадцать лет трудился для того, чтобы его земная любовь нашла ответ, чтобы быть счастливым на земле. А Церковь предлагает потрудиться 40 дней до Пасхи, ради любви небесной. 

После воспоминания Иакова в тексте канона мы встречаем образы его сыновей, Рувима и Иосифа. Один совершил страшный грех, а второй был праведен и пострадал от братьев. Из-за зависти братья хотели сначала даже убить его, а потом продали в рабство. Преподобный Андрей приводит на память незлобие Иосифа, его удивительную способность прощать зло. Страшную ситуацию предательства и братоненавистничества Господь обратил так, что жизнь Иосифа устроилась лучше, чем у братьев. И после встречи и осознания братьями всего причиненного зла Иосиф стал заботиться о них, простив проявления той чудовищной зависти и нелюбви. Автор канона призывает приблизиться к такому незлобию Иосифа, обратить внимание на то, как можно отнестись к своим обидчикам – рассмотреть это во время поста. Постарайтесь не раздражаться, постарайтесь не обижаться, постарайтесь хоть чуть-чуть приблизиться к незлобию Иосифа –  и тогда Господь Своим путем приведет вас к большой радости и награде, которую Он приуготовил. Это радость богообщения и светлого Воскресения Христова. 

Далее в тексте канона вспоминается образ Моисея, его забота о народе во время странствия по пустыне. В течение сорока лет странствия  еврейский народ, спасаемый от рабства, восставал на Моисея, а он как милостивый правитель все прощал. Сам Господь вмешивался и поражал восстающих на Него, а Моисей не вершил суд. Этим примером автор показывал, что и Господь будет заботиться о нас в течение этих сорока дней духовного странствия, выводя из плена греха к светлой Пасхе. 

И еще один образ покаяния, о котором мы слышим в заключении канона понедельника – это история Давида. Уже будучи могущественным царем, он совершил большой грех: влюбившись в женщину, отправил ее мужа на войну, фактически подставил его и обрек на смерть, чтобы потом жениться на вдове. Если бы Давид был простым человеком, подданным, то за такой грех полагалась бы суровая расплата. Но так как он был облечен высшей властью, то мог быть избавлен от ответственности за свой поступок. Однако, будучи праведным, Давид не смог удовлетвориться человеческим прощением и попущением. Осознав свой грех, он принес плоды покаяния перед Богом, и его чувства выражены в самом известном 50-м псалме, который Церковь читает как псалом покаяния. Преподобный Андрей говорит, что царь не удовлетворился тем, что не подлежит земной каре, но смиренно предстал пред Богом с сознанием своей вины и готовностью принять от Него любое наказание. Так же и любой христианин не может удовлетвориться внешним и формальным прощением. Нам необходимо поставить себя перед Богом в Давидовом покаянии. И это наша цель, мерило наших стремлений на грядущий Великий пост.

Требы онлайн

Также вы можете отправить заявку на поминовение, поставить свечу, пожертвовать в алтарь на богослужение и помочь приходу, приняв участие в целевых благотворительных сборах.

Старый сайт в архиве и доступен по ссылке old.lavravcheremushkah.ru