
Канон преподобного Андрея Критского Среда первой седмицы Великого поста
В среду первой седмицы Великого поста при начале чтения канона преподобного Андрея Критского мы вспоминаем притчу о милосердном самарянине. Мимо человека, пострадавшего от разбойников, прошли священник, левит – служитель храма и все остальные благочестивые люди. А когда его увидел самарянин, которого иудеи считали за человека второго сорта, то он проявил море милосердия и любви к пострадавшему. Преподобный Андрей, приводя этот евангельский образ, данный Христом, спрашивает каждого «а кто наш ближний?». Кто для нас ближний, кто для нас важнее всего? И, наверное, к сожалению, мы не сможем сказать, что ближний наш есть Христос и мы являемся ближними для Христа. Скорее всего, такими «ближними» будут наши помыслы, наши желания, наши страсти. Они будут ближе всего к нам. Даже не наши родные и близкие, а то, на что мы тратим время, пребывая в осуждении и мечтательности, зависти, бесконечном сравнении себя с другими и еще в чем-то подобном. И вот дело в том, что эти «ближние», как выясняется, нас не спасут. Они пройдут мимо подобно тем, кто прошел мимо того несчастного израненного разбойниками человека. И если я всю свою жизнь полагаюсь на этих «ближних», живу ими – в конце концов они меня предадут и пройдут мимо. Только Христос станет тем единственным милосердным ко мне Человеком, кто способен придти и позаботится, исцелить раны. Поэтому если мы потратим время Великого поста на то, чтобы преодолеть эти страсти, переживания и волнения – все то, что нас мучит, – тогда мы освободим место и Христос станет нам ближним и мы станем ближними ко Христу. Грешник не может быть ближним Христу, если он не кается, потому что место в его сердце не освобождено для Господа Иисуса.
Преподобный Андрей снова в этой части канона приводит на память нам образ Адама. Изначально самым близким для Адама был Бог. Но потом его мысли стали отвлекаться от Господа. Он стал искать источник утешения и радости вне Бога, и тогда его мысли сыграли с ним злую шутку. Он доверился этой власти помыслов и лишился настоящего Ближнего, который был для него всем.
Преподобный Андрей, вспоминая притчу о милосердном самарянине, показывает, насколько близок для каждого из нас Христос и что Он делает для нас. Сам Христос заплатил огромную цену за наши болезни, раны и страдания, Он помещает нас в лучшую «гостиницу», где мы находимся в течение жизни.
Далее преподобный Андрей через ветхозаветные образы Каина и Ламеха рассуждает о том, как душа принимает образ тех действий, которые человек выбирает в жизни. Каин был первым убийцей, и его племянник Ламех тоже становится человекоубийцей. Дети подражают своим родителям, и род убийцы Каина был изгнан от других детей Адама с Евой и погиб во время потопа. Грех не остался безнаказанным. К сожалению, мы опять к этому возвращаемся. Да, возможно, слава Богу, никого не убиваем физически. Но наши греховные мысли и страсти могут иссушать и убивать душу. Библия говорит, что когда Ламех совершил убийство, то плакал не от сознания беззаконности своих действий, а оттого что встретил сопротивление, получил раны. Это сравнение очень яркое. Ведь мы сами начинаем страдать не из-за сожалений о том уроне, что нанесли своими греховными действиями, а по той причине, что не можем признать свою виновность и страдаем от непонимания или осуждения. А ведь правильнее было бы обратить зрение на себя и заметить, за что меня осуждают и не принимают, нет ли здесь и собственной вины. И тогда мы научимся плакать о своей душе, о необходимости изменений.
Преподобный Андрей далее вспоминает Сифа, третьего сына Адама с Евой, рассказывая, что именно потомки Сифа стали называться сынами Божиими. Он перечисляет 9 поколений от Адама: патриархов Еноса, Еноха и весь благочестивый род, произошедший от Сифа. В новозаветное время душа выбирает, к какому роду она хочет принадлежать. Быть чадом Божиим или быть чадом греха и в итоге исчезнуть с лица земли. Преподобный Андрей снова и снова приводит в пример пути праведные и грешные и заставляет задуматься о выборе.
Вспоминая праведный род Сифа, преподобный Андрей подходит к истории Ноя и трех его сыновей – Сима, Хама и Иафета. Как известно из библейского рассказа, Ной проклял Хама и благословил Сима и Иафета. Эти образы сообщают о том, что мы тоже можем наследовать благословение или проклятие, делая свой выбор в пользу праведных или греховных действий.
Образ удаления, избегания греха содержится в истории исхода пророка Авраама из Харрана в землю Ханаанскую. Праведному Аврааму совсем не хотелось уходить из того место, которое было родным, к которому он привык. Но только оставив привычный дом, на пути у дуба Мамврийского он встретит трех ангелов – образ святой Троицы. Это известное состояние души, привыкшей жить в удобных условиях и не желающей с этим расставаться. Но когда возникает желание оставить удобную страстную привычку, выйти из земли греха, освободиться от него – тогда на этом пути с душой произойдет то же самое, что случилось с Авраамом. Ее встретит Сам Господь. Нужно преодолеть себя ради Бога и пойти, сделать шаги – и тогда на этом пути нас ожидает встреча с Богом.
Преподобный Андрей вспоминает жертвоприношение Авраама, когда, следуя велению Божию и бесконечно доверяя Господу, Авраам был готов принести в жертву своего любимого единственного сына. Согласно толкованию, этот рассказ служит прообразом распятия невинного Христа. И святой Андрей Критский, приводя этот ключевой образ на рубеже Ветхого и Нового Заветов, говорит о том, что Христос пришел на землю, совершил много чудес – исцелял одних, спасал, воскрешал, – и все эти чудеса Он совершал не ради Своей славы, а только ради того, чтобы мы с вами жили. Преподобный Андрей напоминает, какой ценой мы куплены для жизни, для того, чтобы были счастливыми.
Далее мы вспоминаем историю боя еврейского войска под руководством Иисуса Навина с амаликитянами – жителями города на границе с Египтом. Амаликитяне напали на евреев, когда они вышли из плена египетского. И когда Иисус Навин держал руки воздетыми в небо, тогда евреи побеждали. Когда руки опускались, то амаликитяне побеждали. И вот преподобный Андрей говорит, что подобно тому как Иисус Навин был предводителем исходящих из плена египетского, так и Господь Иисус Христос – это наш вождь при исходе из плена греха. И если мы будем опускать руки, то страсти будут нас побеждать. Наши руки всегда должны быть воздеты к небу, и нельзя их опускать на пути своего спасения.
В следующих стихах канона встречается очень тонкая метафора, связанная с ветхозаветным образом гаваонитов. Это жители палестинского города Гаваона, которых Бог повелел уничтожить за их беззакония. Но гаваониты были хитры: они пришли к израильтянам под видом нищих странников и обманом вымолили у них клятву, что те не навредят им. И потом израильтяне не могли уже нарушить свое обещание и убить гаваонитов. Тогда евреи выбрали разумный путь: они не нарушили своих обещаний, с одной стороны, а с другой стороны, не имея возможности уничтожить гаваонитов, они сделали их своими слугами. Гаваониты стали носить воду, колоть дрова для евреев и таким образом служить евреям. В толкованиях Отцов гаваониты – это те лестные и мешающие помыслы, которые приходят в голову и пытаются с нами договориться, как будто берут с нас клятву, что мы их не убьем. Толкуя этот образ, можно рассуждать так: да, есть сложные вещи, с которыми иногда очень трудно справиться и не изгнать из себя. Но тогда возглавьте их, управляйте своими помыслами, пускай они служат вам, подобно как гаваониты служили израильскому народу, выполняя черную работу. Так пускай и ваши помыслы приносят вам пользу. Да, на пути исхода от греха будут нападать на душу страсти, подобно амаликитянам и гаваонитам, но наша задача не сдаваться – не опускать руки и подчинять себе сопротивные помыслы.
В конце 6-й песни преподобный Андрей вспоминает переход израильтян через море «яко посуху». Когда был внесен Ковчег Завета в море Чермное (Красное), вода расступилась, и евреи прошли в Землю Обетованную. Преподобный говорит, что если на пути исхода от греха мы будем следовать за Христом, то пройдем даже самые трудные участки, подобно как израильтяне прошли море посуху. Так и каждая душа через расступившиеся воды греховные пройдет в свою землю обетованную.
Начиная с 7-й песни канона среды в тексте появляются образы царей иудейских Манассии и Ахава. Оба они были идолопоклонниками, а Манассия устроил гонение на пророков. Святой Андрей напоминает: мы вышли от греха и вступили в землю обетованную, но нельзя расслабляться, нельзя думать, что мы все сделали. Потому что здесь на нас могут напасть и другие, еще худшие искушения. Непочитание Бога ведет к вседозволенности, то есть поклонению собственным страстям. Последствием идолопоклонства стала засуха, страдание, лишение питания, лишение жизненных сил. Только пророк Илия выжил во время гонения царя Ахава на пророков, и по его молитве начался дождь, который смог преодолеть засуху. Святой Андрей призывает не уподобиться тем царям иудейским неправедным, жизнь которых привела к засухе, а уподобиться Илии, по молитве которого Бог даровал дождь живительный, дождь благодати. Пройдя весь путь исхода, надо прийти к предстоянию пред Богом. Это наполнит нашу жизнь дождем благодати.
В 8-й песни канона преподобный Андрей вспоминает, один из образов которые он вспоминает – это Марфа и Мария, сестры Лазаря. Он упоминает их слезы после смерти брата, плач, обращенный ко Христу. Они не просят Христа ни о чем словами, а лишь выражая свою скорбь и веру, говорят: «Если бы Ты был здесь, он бы не умер». И это тоже молитва, одна из высших форм её. В идеале и наша покаянная молитва сожаления о мертвости своей души должна быть подпитана такими слезами. Если бы Христос был в моей жизни, если бы я не избегал Его сам, моя душа бы не умерла. И я должен плакать слезами Марфы и Марии, и просить, и надеяться, что Христос будет в моей жизни, не даст умереть моей душе.
В 9-й песне канона преподобный Андрей приводит евангельские образы Закхея и жены хананеянки, умолившей Христа исцелить ее дочь, язычницу. И Иисус исполнил ее просьбу. Закхей был мытарем и спасся своим смирением, а противоположен ему образ Симона-фарисея, который кичился своим положением, осудил Господа за то, что блудница омывала слезами Его ноги. Можно вести внешне праведный образ жизни, но если будете осуждать других, то вы не спасетесь. И можно быть грешником, как Закхей, но если принести покаяние, то нас ждет спасение. Если даже быть язычницей-хананеянкой, то можно получить исцеление – если обратиться всем сердцем, поверить Христу и просить Его об этом.
В конце канона преподобный Андрей заповедует ни в коем случае не унывать. И все примеры чудесного спасения великих грешников поддерживают нас в этом. Может быть, мы не совсем справляемся со своими страстями, но не унывайте, уповайте на Бога и будете спасены. Этим ясным призывом и завершается канон. Аминь!