О гадаринских жителях и ступенях духовной жизни (Мк 5:1-20)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Вчера не все могли присутствовать на всенощном бдении, где мы рассуждали о том, что духовная жизнь похожа на рыбалку: только постоянство в этом занятии и некоторый навык понимания погоды и природных условий помогает человеку получить улов. Также и в духовной жизни нас поддерживает постоянство в совершении молитвы, посещении храма.
У этой темы есть связь с сегодняшним чтением из 5 главы Евангелия от Марка. Если бы гадаринские жители жили на берегу озера или моря, они бы могли заниматься тем же, что и апостолы ‑ рыбной ловлей. Но в гадаринской стороне моря не было, и жители выбрали источником своего дохода выращивание свиней.
Многим уже хорошо известен контекст сегодняшнего отрывка из 5 главы Евангелия от Марка: для иудеев выращивание свиней представляло лишь бизнес, свинину они не ели, соблюдая Моисеев закон. По современным понятиям, эту ситуацию отчасти можно сравнить с сухим законом: когда он действует в стране, торговать вином нельзя, но при этом дело не настолько криминализовано, как наркоторговля, например. Поросята росли, торговля с язычниками у гадаринцев шла и приносила доход – все было хорошо, и Бог как бы помогал этим людям. Бог был для них средством устроения земной жизни, некой гарантией благополучия. Господь помешал жителям гадаринской земли в тот момент, когда Он перестал быть для них средством устроения земной жизни. Он Сам приходит в гадаринскую страну, Он говорит не о земной жизни, а о вечности, Он освобождает реального человека от беснования, спасает его душу, освобождает, излечивает. Раньше все боялись этого несчастного, потерявшего человеческий облик, а теперь он исцеленный сидит у ног Христа. Это настоящее чудо. И вот в момент, когда людям надо было перейти от «использования» Бога в устроении земной жизни хотя бы к обращению к Нему об устроении вечной жизни, гадаринцы не смогли сделать этого, уцепившись за понятные и привычные рамки.
Он Сам приходит в гадаринскую страну, Он говорит не о земной жизни, а о вечности, Он освобождает реального человека от беснования, спасает его душу, освобождает, излечивает.
Немного упрощая, можно сказать, что у каждого человека бывает четыре периода в жизни. Первый период – самый часто встречаемый, это некий атеизм или безразличие. Человек может быть некрещеным или крещеным, но ему неинтересен Бог, Церковь, духовная жизнь, он живет «спокойно и счастливо». И это очень комфортное состояние, когда тебе ничего не мешает жить, в нём можно пребывать до тех пор, пока не коснётся болезнь или какие-то искушения, тогда приходится задумываться о смысле своего существования.
Второй вариант бытия – когда Бог является «средством» устроения земной жизни. Например, помогает сдать экзамен, устроиться на работу, решить жилищный вопрос и т.д. Бог «служит» обыденным целям. Наверное, это лучше, чем духовное безразличие, поскольку включает знание о том, что есть Всевышний, что нельзя нарушать какие-то запреты, заповеди. Если использовать сравнение с учебным заведением, то это такой детский садик для христианина. Такими были жители гадаринской стороны: знали, что свинину употреблять нельзя, но в принципе, не для себя – можно.
И вот тут этим людям открылся новый этап, как открывается он до сих пор и многим из нас. Это переход от использования Бога в личных земных целях к обращению к Нему для устроения вечности. Можно начать строить отношения с Господом для блаженной вечности. Земное всё еще значимо для нас, но все-таки важнее вечность. Человек уже совершает дела веры: ходит в храм, регулярно исповедуется, молитвы читает, для того чтобы потом в вечности у него все было хорошо. Эту ступень гадаринские жители перейти не смогли. Мы надеемся, что с вами ее, конечно, переходим. Пребывая в Церкви, мы уже «с краешку да в раю». Сам Христос, Богочеловек выступает как наш путь туда, к блаженной вечности. Наверное, обойтись без этого этапа в жизни невозможно, но его важно пройти, чтобы взойти на следующий.
Пребывая в Церкви, мы уже «с краешку да в раю».
А следующий этап, который должен в нашей жизни появиться – это когда Бог перестает быть средством, а становится целью. И тогда у нас возникает двустороннее общение с Ним, богообщение. «Жизнь для меня Христос, и смерть – приобретение», говорит апостол Павел (Флп. 1:21). Это удивительное состояние, когда человек верит не для того, чтобы устроить земную жизнь или чтобы «пристроиться» в вечности, а верит ради Самого Бога. Это удивительное состояние, когда человеку безразлично, где он будет в вечности – в аду или в раю, если там будет Христос.
Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение. (Флп.1:21)
С удивительной духовной чуткостью это ощущение выразил Ф. М. Достоевский. Он сказал: «…если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше бы хотелось оставаться со Христом, нежели с истиной». Так Господь окончательно перестает быть средством, но становится самой истиной, самой целью. И на этом пути к состоянию приобретения Бога как цели каждому ищущему приходится преодолевать заново и заново тяготы периода равнодушного безверия, периоды призывания Бога для получения каких-то земных вещей, период молитв к Богу о вечной жизни, и вот порой в эту жизнь чудесно будет вплетаться ощущение того, что Господь Сам есть не средство, а цель.
Так Господь окончательно перестает быть средством, но становится самой истиной, самой целью.
Конечно, всякое подобное деление на периоды условно, потому что в разные моменты своей жизни каждый находится в разных ситуациях и может проходить как периоды духовного безразличия, так и молитвы о земном, и размышлять о грядущей вечности, а может, воспламенясь духом, стремиться к Богу как к главной цели.
К чему я начал опять с апостольского занятия – рыбалки? У всех бывает ощущение, что ничего не получается, но если мы не оставим дело своей духовной жизни, дело своей духовной рыбалки, то в определённый момент улов придет. Иногда нужно менять способы, разные виды молитвы, как мы меняем разные снасти, и всё ради того, чтобы увидеть в Боге истинную цель, а не средство своего комфорта. Аминь!