О главном деле христианской жизни
Нет ничего, что было бы для нас столь же важно, как спасение – слово, которое всем православным христианам знакомо и всеми нами желанно. Спасение является центральным смыслом и главной задачей нашей веры. Господь Иисус Христос, вторая ипостась Святой Троицы, Сын Божий, именуется Спасителем. Он пришел на землю, чтобы спасти всех, кто желает жить в общении с Богом.
Но когда мы приходим в храм для молитвы, как часто мы молимся о спасении? О чем обычно просим Бога? Мы можем просить Бога о том, чтобы стало полегче в трудных обстоятельствах. Человек, находясь в бедствиях, может просить спасти его от голода, или от нищеты, или от невозможности иметь жилье, также просит избавить его от осуждения, от клеветы, о том, чтобы другие относились к нему лучше – и так далее. И вот если это все останется конечной целью, тогда неизбежно возникает вопрос, о каком же спасении мы говорим. Если мы остановимся на таких формах молитвы, то получится, что мы душой привязаны к миру, которым, по слову преподобного аввы Дорофея, руководят три силы и страсти: сластолюбие, сребролюбие, славолюбие.
Господь Иисус Христос, вторая ипостась Святой Троицы, Сын Божий, именуется Спасителем. Он пришел на землю, чтобы спасти всех, кто желает жить в общении с Богом.
На самом деле, задача каждого из нас – научиться воспринимать все житейское так, чтобы оно стало не целью молитвы, а средством преодоления этих мироправящих страстей. Три «С» – сластолюбие, сребролюбие, славолюбие – легко запомнить, с чем надо бороться. Авва Дорофей указал, что эти три страсти лежат в начале всякого греха. Этим Великим постом предлагаю каждому посвятить время, чтобы обнаружить, в какие моменты жизни он становится уязвим для действия этих страстей, и постараться хотя бы немного преодолеть это.
Спасение невозможно без своего основания – богообщения. Даже если мы ходим в храм, чтобы спастись и попасть в рай, если наша мысль не будет пронизана богообщением, то на это место придет поиск выгоды, снова победит страсть. Благодарность здесь – удивительное средство преодолевать свое недовольство, которое, если его не пресечь, может перейти в озлобление, и мы уподобимся той самой ворчливой старухе из сказки Пушкина о рыбаке и рыбке. Это вечное раздражение несовместимо с богообщением, и его надо всеми силами избегать. Благодарность же, напротив, рождает радость вместо ропота.
Спасение невозможно без своего основания – богообщения.
Примером того, как благодарение сочетается с радостью, служит преподобный Серафим Саровский. Он встречал людей словами «Радость моя!» не потому что хотел угодить им, а потому что в его сердца жила эта благодарность, пропитанная радостью, и находила свободное выражение.
О чем должно быть наше покаяние? Оно тоже должно служить цели сохранения богообщения. Иногда человек приходит на исповедь, но не совсем понимает, для чего он кается. Он может ответить: «для того, чтобы не понести наказания». Но главной движущей силой здесь в первую очередь должен быть страх из-за совершенного греха разорвать связь с Богом, эту ниточку богообщения. По аналогии с семейной жизнью, мы знаем, что любящий родитель никогда не отвергнет своего ребенка, желающего поддерживать с ним связь. И только от выбора человека зависит сохранение и укрепление этой внутренней связи с Небесным Отцом.
И только от выбора человека зависит сохранение и укрепление этой внутренней связи с Небесным Отцом.
В некоторых мировоззрениях спасение связывается только с земным осязаемым счастьем. Но этого мало. Важно научиться видеть его и ценить, и благодарить за дарованное. И тогда земное счастье да станет для каждого из нас средством ко спасению. Аминь!