О подлинном смысле поста и прощения ближних Проповедь на Прощеное воскресенье

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!

Дорогие, совсем скоро начнется путь, по которому мы будем приближаться к Пасхе. И вероятно, многие из нас уже не первый год пребывают в Церкви и задумываются о том, что есть духовная жизнь. 

Один мой близкий друг преподает на курсах повышения квалификации  для преподавателей из разных учебных заведений со всей России по предмету «Основы православной культуры». Каждый раз он задает вопрос: «Скажите пожалуйста, а что есть духовная жизнь?» Чаще всего он слышит в ответ, что духовная жизнь есть пост, молитва, богослужение.   Он спрашивает: «А для чего жить такой духовной жизнью?» И люди отвечают, что это необходимо  для того, чтобы бороться со страстями. «Хорошо, вот вы в храме пребываете уже пятнадцать-двадцать лет, какие страсти вы уже побороли? Какие грехи к вам не возвращаются? Грубые? Слава Богу. А тонкие грехи? Раздражение, злость, обида – всем ли удалось избавиться от них?» 

Пост, молитва, богослужение – это как бы начальная школа воцерковления человека.  А как дальше жить в Церкви, спустя пятнадцать, двадцать, тридцать лет? Как дальше устраивать свою духовную жизнь? Сколько страстей мы победим за двадцать лет церковной жизни? И действительно, каждый, кто имеет сколько-нибудь продолжительный опыт жизни в Церкви, знает, как тяжело справляться с теми как будто мелкими, но вполне ежедневными грехами. 

Правда заключается в том, что некоторые страсти останутся с нами до конца дней. Поэтому важно не допустить в своем сознании некоторой очень опасной подмены. Если, как многим кажется, смысл духовной жизни заключить всецело в борьбу со страстями, то очень легко вырастить в себе «внутреннего пораженца», в центре сознания которого всегда будет лишь собственная неудача – но не Господь. Этот синдром духовного пораженца не оставляет в душе человека места для главного – для общения с Богом.

Правда заключается в том, что некоторые страсти останутся с нами до конца дней. Поэтому важно не допустить в своем сознании некоторой очень опасной подмены. 

Поэтому в первую очередь необходимо перестать культивировать в себе эти пораженческие настроения. Да, очень важно признать свою немощь, греховность, глубоко понять, что есть вещи, с которыми трудно справиться. Но затем надо перевести свой внутренний взор и на другое, на главное, что составляет суть нашей веры. А суть православной веры заключается в радости общения с Богом. И в этом контексте наступающий пост – это одно из средств, необходимых для того, чтобы быть счастливыми.  Это время, сугубо выделенное для богообщения. Если хотите, Великий пост  – это минимальная проекция рая уже здесь, в земной жизни. Почему? Потому что в раю мы будем пребывать в богообщении. Это смысл жизни в Царстве Небесном, которое христианам даровано узнать уже здесь, в Церкви. 

А суть православной веры заключается в радости общения с Богом.

Странно порой бывает слышать, что некоторые верующие люди входят в пост с воздыханием, как бы «стиснув зубы». Возможно, для кого-то сложно представить рай без молока и масла, это выглядит испытанием – и тогда это повод задуматься о том, на что следует сместить акценты в своей жизни, чтобы второстепенное не занимало место главного, а главное отводилось бы Богу. Прежде всего нужно понять, что вопрос о том, что выбрать – рыбу или мясо, – это не вопрос христианина, живущего в общении с Богом, а скорее, вопрос к вам стюардессы в самолете, официанта в ресторане. Не стоит исследовать содержание продукта на этикетке в надежде, что это приблизит нас к Богу. И если по болезни человек не может обойтись без какого-то продукта, то это тоже не отдалит его от Бога. Пост – это время некоторого обмена, когда житейскую радость, в том числе и от вкусной еды, мы сменим на качественно иную радость. Пост – это не выбор между постной и непостной пищей,  а выбор, чему в конечном итоге будет посвящена наша радость – пище или Богу. 

Первое, что надо сделать постом, это перестать производить негатив: во внешнем и внутреннем раздражении, в обидах,  недопонимании ближних и дальних. Второе, на чем стоит сосредоточиться – созидать доброе и хорошее: словом, мыслями и делом. И пост для этого идеальное время. Когда тело в какой-то степени освобождается от избытка пищи, тогда разум свободен. Тогда можно больше помыслить и сотворить доброго. Замечательно, что пост приходится на весеннее время, когда с каждым днем постепенно становится теплее и светлее, и это ощущение наступления весны переносится и в жизнь духовную. Пост не может быть мучением, он дан нам как радость, как настоящая внутренняя весна, наступления которой человек не может бояться, но естественно радуется ей. 

Пост – это время некоторого обмена, когда житейскую радость, в том числе и от вкусной еды, мы сменим на качественно иную радость. Пост – это не выбор между постной и непостной пищей,  а выбор, чему в конечном итоге будет посвящена наша радость – пище или Богу. 

Вообще в жизни  у каждого человека своя радость, а для христиан радость – это вера. Пытаться доказать кому-то ценность веры  бессмысленно, но эту радость можно только явить примером своей жизни. Вера находится за пределами  логических доказательств. Разум не может достигнуть глубины и высоты веры. Это нечто, что порой оказывается нам неподвластно. Вера находится за пределами шкалы человеческих ценностей, потому что если задать вопрос о том, зачем мы верим, все ответы будут как будто ущербны. Вера – это голос Божий внутри нас. Это нечто такое, что наполняет  абсолютным смыслом мою жизнь, это мои отношения с Богом, Который сотворил этот мир и меня в нем.

Православие – это не система запретов, а жизнь с Богом и радость от этого. Православие – это состояние, в котором  я могу созидать. И вот  накануне поста мы собираемся в храме на Прощеное воскресение, потому что именно прощение лежит в основе этого созидания. Было бы огромной ошибкой думать, что сегодня единственный день в году, когда мы должны просить прощенья и прощать – но это отправная точка, от которой мы должны отталкиваться и поверять смыслом этого богослужения всю свою духовную жизнь. Каждый день своей жизни я должен прощать – так, как делаю это сегодня.

Вера – это голос Божий внутри нас. Это нечто такое, что наполняет  абсолютным смыслом мою жизнь, это мои отношения с Богом, Который сотворил этот мир и меня в нем.

Что значит простить? Это не значит проигнорировать, пропустить какое-то зло, не придав ему значения. Это не значит, как бы это странно ни звучало, начать испытывать теплые чувства к кому-то. Иногда простить – это не значит даже восстановить общение. Конечно, если отношения восстановятся и добрые чувства вновь придут – это будет прекрасно, но так случается далеко не всегда. 

Простить – это значит понять, что я не судья тому человеку. Простить – это значит понять, что теперь наши отношения – это не моя территория, а территория Бога. Или закона, если случилось нечто преступное. Но если дело касается межличностных отношений в рамках закона – вот тогда это территория Бога.  Бог судья обидчику. А я должен простить. Прежде всего это значит запретить властвовать над собой всем воображаемым внутренним монологам и диалогам с обидчиком. Надо перестать заниматься бесконечным мысленным пережевыванием происшедших событий – нужно захотеть освободиться от всего этого ради того, чтобы  осталось время для Бога. И вот именно сегодня накануне Великого поста мы собираемся здесь для того, чтобы  напомнить себе о том, что каждый день все обиды необходимо отпускать и оставлять на волю Божию. Это не значит – пассивно бездействовать, если требуются еще какие-то поступки для воспитания или вразумления, но это уже другой вопрос. Но прежде всего я должен сказать обидчику мысленно или вслух: «Я тебя прощаю и оставляю на волю Божию», и просить у Господа сил для себя – отпустить эту историю.

Простить – это значит понять, что я не судья тому человеку. Простить – это значит понять, что теперь наши отношения – это не моя территория, а территория Бога.

Если же мы сами кого-то обидели, то попросим прощения – не с мыслью о том, какое это тяжелое и страшное дело, а радостно используя эту возможность идти к воскресшему Господу с чистым сердцем. Сейчас перед Чином прощения мы прочитаем молитву перед Великим постом. Помолимся о том, чтобы грядущий пост был не выбором подходящей диеты, а говением и возможностью, отдав радость телесную, получить радость духовную. Аминь!

Требы онлайн

Также вы можете отправить заявку на поминовение, поставить свечу, пожертвовать в алтарь на богослужение и помочь приходу, приняв участие в целевых благотворительных сборах.

Старый сайт в архиве и доступен по ссылке old.lavravcheremushkah.ru