Особенности Евангелия апостола Иоанна Богослова
Во имя Отца ,и Сына, и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры, сегодня мы обращаемся к Евангелию святого Иоанна Богослова. Возможно, некоторые знают, что из четырех книг Евангелия, входящих в канон Нового Завета, три – от Матфея, от Марка, от Луки – называются синоптическими.
Во многом события, изложенные в них, повторяют и дополняют друг друга. Евангелие от Иоанна отличается от этих трех книг.
По преданию, ученики святого апостола попросили написать своего учителя о том, что не вошло в первые три евангельские книги. Иоанн Богослов как будто восполнил сокровищницу Священного Писания. Его можно сравнить с ювелиром, обрабатывающим алмаз так, что камень становится бриллиантом. В Евангелии от Иоанна утверждается изложение основных событий жизни Иисуса, и в него автором добавлены новые грани о божественной стороне личности Спасителя.
Иоанн Богослов как будто восполнил сокровищницу Священного Писания. Его можно сравнить с ювелиром, обрабатывающим алмаз так, что камень становится бриллиантом.
Каждая книга Евангелия имеет свои особенности. Евангелие от Матфея подтверждает, что Христос – это Тот самый Мессия, каким Его ждали иудеи во исполнении ветхозаветных пророчеств. Евангелист Марк показывает, как жизнь Христа наполнена чудесами, ведь самого Марка и его учителя апостола Петра, простых рыбаков, поражали эти благодатные чудеса. Евангелие от Луки – самое большое по объему, оно наполнено обстоятельными подробностями, каких мы не встретим у других евангелистов. Художник Лука тщательно излагал все, что видел и узнал о Господе. Обратите внимание: в славянском переводе мы слышим надписание «от Марка», «от Луки» и т.д. В греческом же оригинале надписание дословно переводится как «по Марку», «по Луке» - то есть по изложению этого автора. Каждое Евангелие – это восприятие Христа Его учеником.
Именно по этой причине мы призваны к чтению святого Евангелия постоянно, в течение всей жизни. В разных обстоятельствах, в разном духовном настроении мы находим в Писании разные грани и аспекты Божественного Откровения. Наше восприятие священного текста сегодня будет отличаться от восприятия этого же отрывка, например, пять лет назад. Слово Божие всегда обращается лично к человеку и питает его в том, что требуется в данный момент жизни. Обращаясь к Господу в личной молитве или на богослужении, в основном говорим мы, принося прошения, благодарения, славословия. Господь дает нам Свой ответ через Священное Писание.
Несколько раз Господь сподобил меня побывать на острове Патмос, в тех пещерах, где апостол и евангелист Иоанн Богослов создавал свои писания. Всегда в этом месте меня поражала удивительная, особенная тишина. В такой дивной тишине человек мог услышать Бога и ангелов. На иконах Иоанн Богослов изображается именно с ангелом, который подсказывает апостолу, дает наставления в написании священных книг.
Обращаясь к Господу в личной молитве или на богослужении, в основном говорим мы, принося прошения, благодарения, славословия. Господь дает нам Свой ответ через Священное Писание.
Только в Евангелии от Иоанна встречается слово, переводимое как «Плоть». «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог…» (Ин. 1:1). А далее автор говорит: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1:14). В этих словах заключается Божественное откровение, выраженное святым евангелистом.
В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. (Ин. 1:1)
И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. (Ин. 1:14)
Сегодня за богослужением мы слышали отрывок из Евангелия, в котором рассказывается, как апостол Иоанн вместе с Богородицей предстоял у креста, когда распинали Господа. И при последних минутах земной жизни Господь поручил Свою Пречистую Матерь любимому ученику, а апостола предал Богородице как сына. Святой Иоанн был одним из немногих, кто до конца оставался со Христом, и он свидетельствовал, что Господь был распят плотию, и Кровь Его изливалась на землю. И свое Евангелие апостол начинает с того, что именно эта святая Плоть Господа была и есть Слово Господне. Он прожил, осязал, видел все это, стоя у ног распинаемого Господа Иисуса Христа. В таинстве Евхаристии мы слышим слова «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое и сия есть Кровь Моя» (см. Мф. 26:26-28) – та самая Плоть и Кровь, которой мы приобщаемся, как самых Пречистых Христовых Таин.
И когда они ели, взял Иисус хлеб и, благословив, преломил и, дав ученикам, сказал: возьмите, вкусите: это есть тело Мое. И взяв чашу и возблагодарив, дал им и сказал: пейте из нее все; это есть кровь Моя нового завета, за многих изливаемая для отпущения грехов.(Мф. 26:26-28)
Есть присловие в Церкви, что в Евангелии от Иоанна немного слов, но много глубины. В небольшом количестве фраз святой апостол сумел высказать то, что до него не излагал никто на земле. Это чудо возможно только по откровению Божьему, и это свидетельствует о том, что слова Писания – это слова Христовы, чудесно открытые для каждого из нас. Поэтому чтение Евангелия, хотя бы понемногу, но каждый день – необходимо для всех. Надо искренне желать, чтобы через строки Писания услышать Господа. Пусть молитвами святого Иоанна Богослова каждый христианин сподобится этого слышания. Аминь!