Особенности Евангелия апостола Иоанна Богослова

Автор: Иерей Алексий Ишков

Во имя Отца ,и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, сегодня мы обращаемся к Евангелию святого Иоанна Богослова. Возможно, некоторые знают, что из четырех книг Евангелия, входящих в канон Нового Завета, три – от Матфея, от Марка, от Луки – называются синоптическими. 

Во многом события, изложенные в них, повторяют и дополняют друг друга. Евангелие от Иоанна отличается от этих трех книг. 

По преданию, ученики святого апостола попросили написать своего учителя о том, что не вошло в первые три евангельские книги. Иоанн Богослов как будто восполнил сокровищницу Священного Писания. Его можно сравнить с ювелиром, обрабатывающим алмаз так, что камень становится бриллиантом. В Евангелии от Иоанна утверждается изложение основных событий жизни Иисуса, и в него автором добавлены новые грани о божественной стороне личности Спасителя.

Иоанн Богослов как будто восполнил сокровищницу Священного Писания. Его можно сравнить с ювелиром, обрабатывающим алмаз так, что камень становится бриллиантом.

Каждая книга Евангелия имеет свои особенности. Евангелие от Матфея подтверждает, что Христос – это Тот самый Мессия, каким Его ждали иудеи во исполнении ветхозаветных пророчеств. Евангелист Марк показывает, как жизнь Христа наполнена чудесами, ведь самого Марка и его учителя апостола Петра, простых рыбаков, поражали эти благодатные чудеса. Евангелие от Луки – самое большое по объему, оно наполнено обстоятельными подробностями, каких мы не встретим у других евангелистов. Художник Лука тщательно излагал все, что видел и узнал о Господе. Обратите внимание: в славянском переводе мы слышим надписание «от Марка», «от Луки» и т.д. В греческом же оригинале надписание дословно переводится как «по Марку», «по Луке» - то есть по изложению этого автора. Каждое Евангелие – это восприятие Христа Его учеником. 

Именно по этой причине мы призваны к чтению святого Евангелия постоянно, в течение всей жизни. В разных обстоятельствах, в разном духовном настроении мы находим в Писании разные грани и аспекты Божественного Откровения. Наше восприятие священного текста сегодня будет отличаться от восприятия этого же отрывка, например, пять лет назад. Слово Божие всегда обращается лично к человеку и питает его в том, что требуется в данный момент жизни. Обращаясь к Господу в личной молитве или на богослужении, в основном говорим мы, принося прошения, благодарения, славословия. Господь дает нам Свой ответ через Священное Писание. 

Несколько раз Господь сподобил меня побывать на острове Патмос, в тех пещерах, где апостол и евангелист Иоанн Богослов создавал свои писания. Всегда в этом месте меня поражала удивительная, особенная тишина. В такой дивной тишине человек мог услышать Бога и ангелов. На иконах Иоанн Богослов изображается именно с ангелом, который подсказывает апостолу, дает наставления в написании священных книг. 

Обращаясь к Господу в личной молитве или на богослужении, в основном говорим мы, принося прошения, благодарения, славословия. Господь дает нам Свой ответ через Священное Писание. 

Только в Евангелии от Иоанна встречается слово, переводимое как «Плоть». «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог…» (Ин. 1:1). А далее автор говорит: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1:14). В этих словах заключается Божественное откровение, выраженное святым евангелистом.

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. (Ин. 1:1)

И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. (Ин. 1:14)

Сегодня за богослужением мы слышали отрывок из Евангелия, в котором рассказывается, как апостол Иоанн вместе с Богородицей предстоял у креста, когда распинали Господа. И при последних минутах земной жизни Господь поручил Свою Пречистую Матерь любимому ученику, а апостола предал Богородице как сына. Святой Иоанн был одним из немногих, кто до конца оставался со Христом, и он свидетельствовал, что Господь был распят плотию, и Кровь Его изливалась на землю. И свое Евангелие апостол начинает с того, что именно эта святая Плоть Господа была и есть Слово Господне. Он прожил, осязал, видел все это, стоя у ног распинаемого Господа Иисуса Христа. В таинстве Евхаристии мы слышим слова «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое и сия есть Кровь Моя» (см. Мф. 26:26-28) – та самая Плоть и Кровь, которой мы приобщаемся, как самых Пречистых Христовых Таин. 

И когда они ели, взял Иисус хлеб и, благословив, преломил и, дав ученикам, сказал: возьмите, вкусите: это есть тело Мое. И взяв чашу и возблагодарив, дал им и сказал: пейте из нее все; это есть кровь Моя нового завета, за многих изливаемая для отпущения грехов.(Мф. 26:26-28)

Есть присловие в Церкви, что в Евангелии от Иоанна немного слов, но много глубины. В небольшом количестве фраз святой апостол сумел высказать то, что до него не излагал никто на земле. Это чудо возможно только по откровению Божьему, и это свидетельствует о том, что слова Писания – это слова Христовы, чудесно открытые для каждого из нас. Поэтому чтение Евангелия, хотя бы понемногу, но каждый день – необходимо для всех. Надо искренне желать, чтобы через строки Писания услышать Господа. Пусть молитвами святого Иоанна Богослова каждый христианин сподобится этого слышания. Аминь!

Требы онлайн

Также вы можете отправить заявку на поминовение, поставить свечу, пожертвовать в алтарь на богослужение и помочь приходу, приняв участие в целевых благотворительных сборах.

Старый сайт в архиве и доступен по ссылке old.lavravcheremushkah.ru