Проповедь на праздник в честь иконы Пресвятой Богородицы Скоропослушницы
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Поздравляю всех с праздником иконы Пресвятой Богородицы «Скоропослушницы». Как известно, этот образ находится на Святой Горе Афон, в монастыре Дохиар. Самое первое, что приходит на сердце, когда вспоминаешь посещения этого места: Святая Гора – это пространство, где люди живут большей частью в состоянии, когда Бог для них перестает быть средством для достижения чего-то, а становится самой целью.
Дело в том, что в жизни каждого человека проходят разные этапы, но главным из них, венчающим жизнь христианина, должен стать такой, на котором Бог будет целью и смыслом нашего существования.
На первом, самом начальном, даже нулевом этапе человек может безразлично относиться к духовной жизни. Он может быть крещеным или некрещеным, вести праведный или грешный образ жизни, но по своей сути пребывать в состоянии неведения Бога.
Святая Гора Афон – это пространство, где люди живут большей частью в состоянии, когда Бог для них перестает быть средством для достижения чего-то, а становится самой целью
Постепенно мы понимаем, что существует Бог-Творец, Он может помогать нам в земной жизни. Начинается процесс воцерковления, человек начинает молиться, для него Бог в этот период – средство: помощник в том, чтобы сдать экзамены, средство найти работу, средство устроиться в жизни, средство помириться с кем-то, любить кого-то. Этот период жизни уже более сознательный, ведь верующий человек понимает, для чего он живет, понимает, что есть Всевышний. Но Бог для него не цель.
Затем, на очередном этапе воцерковления мы понимаем, что Бог становится средством достижения вечной жизни. Мы уже способны осмыслить, что всё земное менее важно, чем Царство Небесное, и мы потихонечку готовы признать, что вечность важнее всего. Но при этом эта вечность все равно слишком далека, и Бог опять становится средством, к которому можно обратиться с молитвой о её достижении.
Мы уже способны осмыслить, что всё земное менее важно, чем Царство Небесное, и мы потихонечку готовы признать, что вечность важнее всего.
И вот бывает состояние или такое внутреннее устроение человека, когда Бог оказывается нужен не для того, чтобы решить земные проблемы или устроить душу в вечной жизни, а необходим потому, что Он есть цель моей жизни. Общение с Ним есть цель моей жизни. Не важно, что и как сложится на земле и в вечности. Важно, что я имею возможность быть с Богом, я имею возможность богообщения в Церкви.
И наверное, там, где находится икона Матери Божией «Скоропослушница», преимущественно живут такие люди, которые выбрали Бога целью жизни, а не средством. Хотя в жизни человека практически не бывает так, чтобы он всё время находился в одинаковом состоянии. Даже на Святой горе Афон люди не могут постоянно пребывать в состоянии идеальной веры – так назовем то идеальное четвертое состояние, о котором сегодня говорим. И в монастырях тоже есть бытовые потребности, и на Афоне рассказывают много историй, где Матерь Божия помогла с маслом, с хлебом, ещё с чем-то. Такие рассказы возвращают нас как будто ко второму состоянию, об устроении земной жизни. Но есть одна большая разница – когда я прошу о земной жизни, то действительно использую Бога как средство. А человек, живущий в четвертом состоянии полной веры и доверия Богу, для которого Бог – цель, даже если просит об устроении чего-либо, относящегося к земной жизни, воспринимает Господа не как средство, а как источник милости, проявляемой в чудесах земной жизни. Милость же даётся для того, чтобы были силы служить Богу. То есть когда монахи просят у Бога или у Богородицы хлеба или масла, они это просят не для собственного благополучия, а лишь затем чтобы и дальше пребывать в богообщении. То есть, при правильном построении иерархии духовных ценностей обретается новый смысл и в устроении земной жизни.
При правильном построении иерархии духовных ценностей обретается новый смысл и в устроении земной жизни.
Вот к такому состоянию, когда Бог находится на первом месте, должны прийти мы. Всё остальное просто становится ступеньками к тому, чтобы жить ради Господа. И рай для нас, и Царствие Небесное – это возможность быть с Господом, и она может открываться уже здесь, на земле. Аминь!