Проповедь в Рождественский Сочельник 2024
Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!
Мы живем во вселенной, которая представляется союзом мира небесного и земного. Такое понимание вселенной присуще верующим людям как сегодня, так и во все времена, как во дни Ветхого Завета, так и в первые дни жизни Христа на земле.
Эти два мира, земной и небесный, не могут существовать друг без друга, они живут взаимным тяготением: мир небесный приходит на землю, а мир земной стремится ввысь.
И Бог, завершая процесс творения, создаёт человека: существо настолько же земное, насколько и небесное. Человек – это плод любви земли и неба. Он создан из земли, но для неба, для вечности.
Человек – это плод любви земли и неба.
Бог создавал творение Своим словом, но только для создания человека Он прибегает к личному соприкосновению: «И создал Бог человека из праха земного и вдохнул в лице его дыхание жизни и стал человек душою живою» (Бытие 2:7). Человек оказывается просвещен небесным светом: «И свет во тьме светит и тьма не объяла его» (Иоанн 1:5). Этот Божественный свет обжигает человека, как огонь глину, и тогда превращает его в настоящую керамику, художественное произведение, которое несёт в мир вечную красоту. Человек, осиянный Божиим светом – это удивительный сосуд, который был предуготован для наполнения благодатью Божией, сотворён для жизни в раю.
И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою. (Быт.2:7)
И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. (Ин.1:5)
И вот творение, созданное для идеальной жизни, по зависти дьявола лишается своей красоты и того дара, который Бог вложил в человека. Человек совершил ошибку и потерял источник жизни, источник света. Он утратил все жизненные ориентиры, и по замыслу диавола так и должен был оставаться в этом падшем состоянии.
Но Господь не для этого создавал свое любимое творение.
Не для того Бог создал нас, чтобы злой умысел дьявола восторжествовал. Господь приходит на землю для того чтобы восстановить утраченную с Ним связь. Подобно тому, как при сотворении потребовался личный контакт, так и для спасения потребовалось личное участие Бога. Богу оказалось необходимо родиться на земле для того, чтобы исцелить израненного человека. Он рождается, чтобы отдать свою жизнь ради человека. Бог по-настоящему любит нас, и только когда по-настоящему получается ощутить эту любовь, то тогда не жалко отдать все блага мира и даже свою жизнь ради неё. Такая любовь – не одно лишь чувство, не просто доброе отношение Божие к нам, это Сам Бог, пришедый в мир плотью новорожденного Христа.
Господь приходит на землю для того чтобы восстановить утраченную с Ним связь.
Изначально Бог создавал этот мир, чтобы разделить с нами торжество жизни в любви. И теперь Он отдает Себя человеку как будто в беззащитности, хрупкости – подобно той плоти ребенка, которая рождается в Вифлееме. Чудом Своего Рождества Господь обращается к сердцам людей и говорит: «Отзовитесь». И дети могут и способны услышать этот призыв родившегося Младенца Христа. Господь напоминает в Евангелии о том, что мы должны быть как дети: «Будьте как дети, наследуйте Царство Небесное» (Мк 10:14).
Вспомните, какие эмоции мы испытывали в детстве, когда смотрели на звёздное небо, удивляясь и радуясь красоте Божиего мира. Живя в 21 веке, мы утрачиваем это чувство, находясь в постоянной суете. Иногда приходит мысль о том, что в вечной суете современного мира мы можем пропустить ту самую Вифлеемскую звезду, которая возвестит нашей душе о приходе Спасителя. Звезда воспринимается нами как точка пересечения мира физического и духовного. И когда мы поднимаем взор на звездное небо, то можем ощутить, что Господь видит наши сердца и нашу жизнь. Очень хочется, чтобы мы были способны останавливаться и смотреть на небо.
Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. (Мк.10:14)
Преподобный Амвросий Оптинский говорил, что если бы Бог периодически не укладывал нас на лопатки, то мы никогда бы не видели небо. Да, бывает, что жизненные обстоятельства заставляют человека остановиться, чтобы задуматься о чем-то. Иногда этому служат некие сложности, например, болезни или страдания, но можно и просто ощутить себя детьми сейчас и не ждать, когда Бог «положит нас на лопатки», а смотреть на небо, останавливая себя среди суеты, думая о Боге и молясь Ему.
Наша молитва к Богу совершает самое главное чудо нашей жизни: Иисус Христос рождается не только в Вифлееме, а в сердце каждого, кто ищет и зовёт Его. Но в том сердце, где есть злоба, ненависть, похоть, злость, не произойдет чудо Рождества, а только в таком, которое обратится от этого зла и искренне воззовёт ко Господу.
Итак, дорогие, уже завтра, в Рождественскую ночь, как и 2000 лет назад Божественная любовь войдет в этот мир в лице новорожденного Ребенка со всей присущей хрупкостью, беззащитностью – этот образ любви, себя отдающей ради того, чтобы человек жил. В самой холодной пещере родится Самое горящее сердце, которое наполнит этот мир и нашу жизнь любовью. И я желаю каждому из нас, дорогие братья и сестры, найти в себе стремление отозваться на эту любовь, воспринять её и ощутить вечный, небесный свет этого Праздника! С Рождеством Христовым! Аминь.