«Се, раба Господня…» Проповедь на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии
Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!
«Се раба Господня, да будет мне по слову Твоему…» (Лк. 1:38). Эти слова – вершина евангельского рассказа о Благовещении и в них заключается великое смирение и послушание. Только Матерь Божия могла так ответить архангелу Гавриилу на его приветствие, когда она услышала поразительные слова: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус» (Лк. 1:30–31).
Святые отцы-толкователи Священного Писания отмечают, что Пресвятой Деве Марии в это время было всего 13 лет. И это известие о том, что юная Дева, жившая с малых лет при храме и теперь отданная на попечение престарелому Иосифу, понесет во чреве, должно было перевернуть ее судьбу. Прежде всего стоит понимать, что сама жизнь Девы подвергалась существенному риску – если бы Иосиф не поверил ей. По иудейским законам, наказанием за прелюбодеяние, видимым признаком которого становилась беременность, было побиение камнями, очень жестокая смерть. И поэтому праведный Иосиф, сомневаясь вначале, хотел «тайно отпустить» Марию, но ему в дальнейшем было открыто: «Не бойся принять Марии жены твоей» (см. Мф. 1:19–20).
Но в момент Благовещения Дева ничего об этом не знает, а только смущается, слыша ангельское приветствие. И когда архангел говорит ей «не бойся», она вверяет себя Божественному попечению и промышлению обо всем человечестве.
Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошёл от Неё Ангел. (Лк. 1:38)
И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. (Лк. 1:30–31)
Иосиф же, муж Её, будучи праведен и не желая огласить Её, хотел тайно отпустить Её. Но когда он помыслил это, — се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; (Мф. 1:19–20)
Читая каждый раз этот удивительный текст Евангелия, невольно задумываешься – насколько же трудно в обычной жизни каждому из нас произнести: «се раб Господень, да будет по воле Твоей». Насколько сложно не противиться происходящему с нами, но принять все обстоятельства как от руки Божией. При этом речь часто не идет о таких предметах, от которых зависит наша жизнь, как это было у Пречистой Девы.
Очень часто дух противления владеет душой через мелочи и этим уже отторгает от евангельского пути. В детстве мы не хотим слушать родителей, желающих нам блага. Повзрослев, мы противимся воле вышестоящих, а если сами начальствуем, то ищем путей проявить своеволие. Как часто мы нарушаем положенные границы, рамки, в которых Сам Господь говорит: «не греши, тебе будет плохо». В чем-то заповеди Божии подобны правилам дорожного движения: нарушая их, мы скорее всего навредим сами себе – попадем в аварию, покалечим себя и других и не доберемся до цели нашего путешествия.
Очень хочется, чтобы в праздник Благовещения мы научились не противиться в мелочах ради своеволия. Чтобы мы научились вслушиваться в слова ближних, в их нужды, в их скорби. И это все относится к нашей повседневной жизни, именно здесь и требуется от нас исполнение заповедей Божиих, Его святого промышления о каждом.
Житейская ситуация: ты присел отдохнуть, и в этот момент кто-то из домашних просит пойти и принести что-то. Очень не хочется идти, пересиливать себя – но с этой мелочи, вот с такой ерунды и начинается наша духовная жизнь. С отсутствия споров, пререканий вокруг самых незначительных бытовых деталей. С маленьких дел, с маленьких желаний, с маленькой веры.
Тебе говорят «лучше так сделать», ты отвечаешь, что лучше знаешь, как надо поступить, - а надо ли спорить в этой ситуации? Не проще ли пойти и сделать, чтобы вышла польза для обоих. Мы помним притчу Христову о двух сыновьях (см. Мф. 21:28–32). Есть вариант согласиться с просьбой, но не сделать ничего, или поспорить, но в итоге поступить, как надо. Второй путь, конечно, более спасителен, потому что это борьба человека с самим собой. Потом, постепенно каждый раз это противление будет уменьшаться. И так в семье уже меньше будут раздражать друг друга дети, родители, жена, муж. И как-то уже вроде бы и хорошо.
А как вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: «сын! пойди сегодня работай в винограднике моём». Но он сказал в ответ: «не хочу»; а после, раскаявшись, пошёл. И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: «иду, государь», и не пошёл. Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперёд вас идут в Царство Божие, ибо пришёл к вам Иоанн путём праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему. (см. Мф. 21:28–32)
Я налил себе чашку чая, взял конфетку и сел за стол, подошла моя супруга и говорит: «ой, какая конфетка, можно я у тебя возьму». «Что ты у меня забираешь, пойди и возьми сама в вазочке». И она говорит: «да мне и не очень-то и надо, ну ладно, я пойду». А ты уже думаешь, «а чего ты ей отказал, тебе конфетку жалко? Ты бы сам и себе, и жене чайку бы налил».
Вот из таких маленьких добрых дел, маленьких поступков, небольших побед складывается наша жизнь. И пусть в день Благовещения у каждого в сердце глубоко прозвучат эти слова Богородицы, юной Девы, которая навеки стала Благословенной в женах: «Се раба Господня, да будет мне по слову Твоему». Аминь!