Услышать слово истины. Проповедь в Неделю пятую по Пасхе, о самаряныне

Автор: Иерей Алексий Ишков

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Христос воскресе!

Сегодня в храме звучало евангельское чтение, в котором повествуется о том, как женщина-самарянка пришла к колодцу за водой и встретила Христа (Ин. 4: 5–42). В Евангелии не указано имя самарянки, но согласно преданию Церкви, ее звали Фотинией – по-русски, Светланой. И вот Светлана встретила у колодца Самого Господа Иисуса Христа и получила от Него наставление о том, как молиться. Господь открыл ей, что молиться надо в духе и истине. И  возникает вопрос, зачем она пошла к колодцу. За духовным наставлением? Для того чтобы учиться молиться? А к колодцу она пошла просто за водой – так, как делала это ежедневно. Каждый день она совершала обычные действия, чтобы принести воду домой, приготовить еду, накормить семью. И в момент этого обычного действия, которое она совершала каждый раз, Фотиния встречает Самого Бога, который открывается ей во всей полноте, вразумляя и наставляя. Читая об этом событии, радостно надеяться, что и в нашей жизни, когда  мы совершаем обычные рутинные действия, присутствует возможность встретить Бога, который может нас научить и наполнить Собой нашу жизнь.

 Место, где вероятнее всего Бог может открыться нам – это храм Божий, святая церковь. И важно проверить себя, когда телесно мы находимся в храме на богослужении, где в это время наш дух, где наша душа, где наш ум? Молимся ли мы духом или просто стоим телом в храме, а мысли наши далеко от молитвы. Может быть, от того, что смысл многих текстов нам непонятен, мы ничего не понимаем в молитве. По слову блаженного Августина, «если вы сами не понимаете, что читаете, то как Господь поймет вас». Стоит воспринять их не как осуждение, но как задачу, которую надо выполнить. Для понимания текстов и смыслов богослужения приходится трудиться, и для этого есть разные способы. Например, разобрать тексты важнейших мест в богослужении: чтений из Священного Писания, тропарей, стихир. Можно подготовиться заранее, уделив этому занятию немного времени и сил, и проследить за текстом во время службы, пользуясь источниками, которые сейчас доступны. Церковнославнский язык, на котором идут службы, может сперва быть непонятен, но стоит посмотреть в словаре незнакомое слово и тогда содержание нам откроется.

Если мы находимся на начальном этапе, то даже из отдельных фраз молитвенного правила или богослужебных текстов всегда сможем извлечь что-то важное. Это будет открываться нам постепенно. Не стоит бросать начатое, если понятно не все. Цель – понимать каждое слово молитвы. Путь – понуждать себя молиться и внимать прочитанному. У святителя Феофана Затворника мы встречаем слова о том, что если во время молитвы ваши мысли улетают, это еще не грех: остановитесь, верните их обратно. И продолжайте молиться. Грех будет тогда, когда вы начнете собеседовать с этими посторонними мыслями, увлекаться ими. А если вы себя остановили и продолжили молитву – это ваша маленькая победа.

Собирая драгоценные жемчужины смысла на богослужении, будем просить у Бога: «Господи, дай нам терпения, помоги понимать молитву, помоги понимать богослужение».  Мне вспоминается покойный отец Даниил Сысоев. Он был большим знатоком богослужения и литургических текстов и  говорил своему брату Василию, который сначала не очень разбирался в этой теме: «разве ты не слышишь, какие звучат прекрасные стихиры, там такая глубина смыслов». А брат ему отвечал: «я не понимаю». Отец Даниил удивлялся: «ну как же так, там столько сокровищ, такая пища для ума, для богомыслия». И  Василий Сысоев рассказывал мне, что когда уже позже он сам начал петь в церковном хоре, то постепенно эти слова легли ему на сердце, он увидел глубину богослужения. 

И вот Господь говорит самарянке, что молиться надо в духе и истине. Что такое истина? Это та жизнь, которую Господь открыл нам через Свой образ в Священном Писании, и Церковь сохранила и преподнесла  предание о ней через свое богослужении. Часто приходится слышать от людей нецерковных слова: «я молюсь сам, Бог у меня в душе». Но как узнать критерии этой истины и что на самом деле в душе понимается под образом Бога? Мы знаем, что Истина есть Христос. Ф.М. Достоевский говорил: «если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше бы хотелось оставаться со Христом, нежели с истиной». Христова истина проверена жизнью святых в лоне Церкви, и поэтому когда мы отказываемся от сути богослужения и молитвы, то отходим от истины  Христа. Православные христиане верят в Бога Троицу: Отца, Сына и Духа Святого. Христос есть истинный Бог и истинный Человек. Церковь сохраняет это учение неповрежденным и доносит через молитву и язык богослужения. Будем держаться этой святой истины, молясь в духе и так пребудем со Христом. Аминь! 

Требы онлайн

Также вы можете отправить заявку на поминовение, поставить свечу, пожертвовать в алтарь на богослужение и помочь приходу, приняв участие в целевых благотворительных сборах.

Старый сайт в архиве и доступен по ссылке old.lavravcheremushkah.ru