Великий канон преп. Андрея Критского. Вторник первой седмицы Великого поста.

Автор: Иерей Алексий Ишков

Поздравляю всех с совершением богослужения второго великопостного дня. Снова за чтением канона преподобного Андрея перед нами предстают библейские образы Ветхого и Нового завета. Вчера в первых песнях мы вспоминали Адама и Еву, а сегодня начало канона отсылает нас к истории Каина и Авеля. Преподобный Андрей через образы двух братьев показывает,  два возможных отношения души к Богу: правильное и неверное. Он отмечает, какое важное значение имеет чувство, с которым мы приносим Ему свой дар. В нашем случае такое приношение – это время Великого поста, то, на что мы тратим сейчас свои усилия и время, стремясь отказаться от какой-то пищи, увеличить молитвы в своем правиле. Всё это тоже жертва, подобная той, которую приносили Каин и Авель. Чем же отличались жертвы двух братьев? Рассказ Библии повествует, что для своей жертвы Авель выбрал самое лучшее из того, что у него было, чтобы отдать Господу. Каин же выбрал по остаточному принципу то, что самому было не нужно. Именно это внутреннее сердечное отношение определило, насколько дар оказался принят Богом. Внешне оба брата совершили одно и то же действие жертвоприношения. Но последствия неправильного сердечного расположения, ошибочного выбора были трагическими: ими стали смерть праведника и падение грешника. Почему так случилось? Зависть, раздражение, озлобление – все, что было в сердце Каина, привело к этой трагической развязке. 

Преподобный Андрей сегодня напоминает нам: начиная время Великого поста, вы приносите свою жертву Богу – обратите внимание, с каким сердцем она приносится. Сердце должно быть как у Авеля, и оно должно советовать «отдай Богу лучшее». Свое лучшее время, свое чистое внимание, свою очищенную покаянным вздохом мысль и все свое сердце – отдай Господу. Не формальный остаток, пусть даже и большой по времени и внешним усилиям, а самое лучшее и искреннее, что у вас есть. 

Далее текст канона переносит нас в Новый Завет к притче о мытаре и фарисее (см. Лк. 18:9-14). Здесь мы тоже встречаем образ молитвы как жертвы, приносимой в храме. Если наша жертва совершается с гордостью, то мы подобны фарисею. Если молимся со смирением мытаря, то такая молитва будет принята Богом. «Каин – Авель», «мытарь – фарисей» – это образы противоположных подходов к молитве и жертве Богу. Важно выбрать правильный путь, почувствовать, как будет правильно. 

Затем в стихах канона мы слышим повествование об изгнании из рая. Когда Адам и Ева покинули Эдем, одеты они были в кожаные ризы. Преподобный Андрей говорит о том, что кожаные ризы похожи на самооправдание Адама и Евы после случившегося грехопадения. Этот эпизод напоминает о пагубности самооправдания перед Господом. Если что-то не получается, где-то не успеваете что-то сделать, молиться или поститься, или нарушили пост – не надо оправдываться, со смирением оставьте это на суд Божий. Попросите у Бога прощения и идите дальше. Не надо придумывать оправданий и объяснений. Если бы Адаму и Еве в раю хватило внутренней силы сказать Богу: «Господи, да, прости, виноваты», не стал бы Адам обвинять Еву, что та его соблазнила, а Ева – оправдываться, что ее змей соблазнил, а признали бы, что не справились с искушением – у человечества была бы другая история. Поэтому если мы не справляемся со своим искушением, стоит признать это со смирением: «Господи, прости, не справился, дай сил продолжить путь» – перешагнули и пошли дальше. 

Преподобный Андрей вспоминает историю Ноя, рассуждая о долготерпении. Как мы помним, Господь даровал людям во времена Ноя 120 лет на покаяние. Господь долготерпит нас и будет терпеть до последнего, если мы в сердце будем подобны Авелю. Отдавать Ему лучшее, отдавать любовь свою Богу, отдавать себя людям. Мир, который потом был уничтожен  потопом, Он терпел 120 лет. Сейчас Он терпит нас всю нашу жизнь. Но при этом преподобный Андрей, вспоминая историю Ноя, вспоминает как самого праведника, так и его сына Хама, который оказался недостоин своего отца. Можно найти много граней этого образа, но одна из них будет заключаться в том, что если вы поститесь и совершаете все, установленное Церковью в эти дни, не осуждайте тех, кто этого не делает. Не осуждайте и тех, кто не живет по-христиански. Не осуждайте даже тех, кто стоит с вами рядом в храме. Просто постарайтесь не осуждать и не смеяться над другими. «Знай себя и будет с тебя» - говорил преподобный Амвросий Оптинский. Каждому следует знать только себя и себя ставить перед Богом. Стремясь к такому знанию и основывая на этом свое поведение, постарайтесь в этот пост не уподобляться Хаму и не смеяться над кем-то из своих близких, знакомых или даже незнакомых людей. 

Праотец Ной был верен Богу и верил Богу, слыша со стороны людей осуждение. Эти люди оставались равнодушны и даже смеялись над Ноем, когда он строил ковчег. Преподобный Андрей напоминает о том, как опасно равнодушие. Душе нужно оставаться живой, гореть, стремиться к Богу. Равнодушие и насмешки страшны, они мертвят. 

Далее, как и вчера, в каноне упоминается Лот – преподобный Андрей призывает, уподобившись ему, избегать греха. Путь Великого поста – это бегство от греха. Из Содома надо бежать, нельзя на него оглядываться,  необходимо идти вперед. 

Многодетность патриарха Иакова, от которого  произошло 12 колен Израилевых – прообраз того, как душа может быть богата добродетелями. Эти добродетели могут проявляться в любви, радости, в восприятии этого мира таким, какой он есть, в благодарности и добром слове. Никто не требует от нас сверхъестественных поступков и непосильных жертв. Для начала просто нужно создавать  радость вокруг себя, благодарить Бога и делиться этим с другими. Окружающих можно сделать немножко счастливее добрым словом, вниманием и внутренним отказом от какой-либо своей греховной страсти. Возможно, у каждого из нас есть проявления падшей природы, которые мешают другим. Можно сделать ближнего радостнее, осознав свои дурные привычки и начав с этим бороться. Тогда все приобретает смысл, тогда это деятельная любовь, деятельная жизнь, когда происходит действие, а не просто слова или мысли. 

В тексте канона вспоминает преподобный Андрей и Исава, который продал за похлебку первородство своему брату. Это вопрос легкомыслия, которое, к сожалению, подводит нас в духовной жизни. У Исава от отца было благословение, дар, который он отдал брату за бесценок. Преподобный говорит, что душа не должна быть легкомысленной, не должна продаваться дешево. Не надо вести себя легковесно, быть как флюгер, колеблемый ветром: сегодня пощусь, завтра нет. Сохраняйте свой подвиг, пусть и малый, не «продайтесь за похлебку». Пасхальная радость дороже этой похлебки. 

Сегодня звучало также упоминание Иова Многострадального. С его образом связано очень важное качество – твердость и верность. Как бы тяжело ни было, надо хранить веру. Если будем верными Богу до конца, то будем утешены. 

Продолжая мысль о твердости в вере и утешении, преподобный Андрей вспоминает жизнь пророка Моисея. Во младенчестве он был положен в корзинку и отправлен по реке, потому что фараон издал закон об убийстве младенцев мужского пола из еврейского народа, боясь восстания. Брат Моисея Аарон был рожден раньше и смог жить в семье, а Моисей в корзине приплыл к купели фараоновой, где был спасен и воспитан во дворце как вельможа. Этот пример говорит нам о том, что в ситуации безысходности,  происходит спасение. Бог спасает человека в его хрупкости, на грани жизни и смерти: только представьте себе на волнах могучей реки эту корзину с младенцам, которая так легко может перевернуться, и ребенок погибнет. Но при твердости нашей веры и в любом испытании мы будем утешены и получим то, что получил Моисей, воспитанный как вельможа. Итак, Господь о нас заботится и не оставит ни в каком испытании. Представьте, что мы с вами – эти младенцы в корзинках, плывущие по реке, а Бог – это удивительный спаситель, который непременно о нас позаботится и сделает причастниками Своей славы. 

Моисей стал первым священником в скинии Завета, и долгое время именно его потомки был священнослужителями. Но далее из библейской истории, отраженной в каноне преподобного Андрея, становится видно, что родовая принадлежность не определяет выбор человека следовать Божиим заповедям и служить Господу. В тексте вспоминаются два потомка Аарона – Офни и Финеес. Это дети священника Илии, которые оказались неверны Богу. Они, так же как когда-то и Каин, оставляли себе лучшие куски мяса для жертвоприношения, чтобы пировать и наслаждаться. Поэтому их жизненный путь закончился немного раньше, чем должен был, и их отец тоже умер раньше, потому что достойно не воспитал детей. Тем самым преподобный Андрей подчеркивает, что принадлежность к праведному роду не гарантирует праведности и святости – это всегда наш собственный  выбор. И если сердцем выбирать лучшее, отдавать его Богу, а не действовать по остаточному принципу, формально, то Господь никогда не посрамит такое сердце и всегда утешит своей любовью. Конечно же, не надо думать, что если я нечто сделал для Бога, то Он мне должен возместить. Нет, не должен. Не так строятся отношения живой любви, ведь настоящая любовь не знает расчета. Только Его любовь и долготерпение дает нам жизнь. По призыву преподобного Андрея будем аккуратны и внимательны на этом пути, не станем уподобляться недостойным потомкам, выбравшим отдаление от Господа, а будем достойными детьми Адама и Евы, и самого Христа. 

После примера страшной судьбы Офни и Финееса преподобный Андрей дает другой утешительный и ободряющий нас пример – переход через Красное море. По мановению жезла Моисеева оно расступилось, и евреи прошли по воде как посуху. И на нашем пути поста не надо бояться, пусть он станет перед нами как расступившееся Красное море. Если будете с Богом, то пройдете испытания как посуху и даже не заметите. 

Перейдя Красное море совершенно чудесным образом, избавившись от преследования фараонова войска, евреи оказываются в пустыне. Но и там Господь не оставляет их, посылая в пищу манну небесную и перепелок. Как ни удивительно, но народ начинает роптать и вспоминает «мясные котлы», из которых они питались в стране Египетской. Это желание мяса настолько овладевает ими, что они готовы повернуть назад, пренебречь всеми явленными от Бога осязаемыми чудесами, пренебречь манной небесной и обратиться вспять. Конечно же, этот рассказ следует понимать как предостережение от большого духовного соблазна. Следует двигаться вперед к цели – святой Пасхе – и не терять благодарности за те ежедневные чудеса Божии, что станут нашей манной небесной во дни поста. 

Если задуматься над всеми образами канона, о которых мы сегодня слышали, и применить их к нашей жизни, то можно обрести источник вдохновения. Оз, о котором упоминается в восьмой–девятой песне, сын Аминодава, был хранителем ковчега Завета. Что же находилось в ветхозаветном ковчеге? Там хранился кусочек манны, которую евреи ели в пустыне – это прообраз причастия. Преподобный Андрей говорит, что сейчас, в новозаветное время, наша манна – Тело и Кровь Христовы, святое причастие. Будьте участниками Евхаристии, и она будет вас укреплять. Вместе со Христом и ради Него вы пройдете свой путь сорокадневный, как сорокалетнее шествие по пустыне у евреев, и встретите Пасху. Преподобный приводит в пример множество ветхозаветных праведников, свидетельствуя, что и мы можем подражать им в деле служения Богу и достигнем Пасхи. 

В конце сегодняшнего чтения мы вспоминаем Авессалома, сына Давидова, восставшего против отца. Авессалом погиб, запутавшись волосами в ветвях дерева, а настигшие его воины Давида не узнали и убили юношу. Так важно на пути поста не роптать против Отца Небесного. Даже если что-то не получается, если жизнь сложилась не так, как хотелось бы и путь протекает в унынии, постарайтесь спокойно преодолеть это. Мы слышим в каноне, как страдающие, лежащие в немощи, расслабленные восстают, исцеляются, воскресают. Преподобный Андрей говорит: если на пути духовного подвига мы не будем роптать, то увидим чудеса Христовы, которые Он творил тогда и сотворит сейчас в нашей жизни. 

Итак, наши задачи, выполнению которых служит пост, – не роптать, не осуждать, не смеяться над другими, благодарить, радоваться, укрепляясь в благодати Христовой через причастие Святых Таинств. Это даст возможность пройти духовный путь поста как по расступившемуся морю, не оборачиваясь вспять, убегая от греха и собственной падшести к воскресшему Христу. Аминь!

Требы онлайн

Также вы можете отправить заявку на поминовение, поставить свечу, пожертвовать в алтарь на богослужение и помочь приходу, приняв участие в целевых благотворительных сборах.

Старый сайт в архиве и доступен по ссылке old.lavravcheremushkah.ru