Встреча, ради которой мы живем Проповедь в Неделю о блудном сыне
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Поздравляю всех с воскресным днем. Сегодня мы с вами слышали отрывок из первого послания святого апостола Павла к Коринфянам, в котором говорилось:
«Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною. Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею. Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: «два будут одна плоть». А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом. Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1Кор. 6:12–20).
В словах апостола мы слышим, что Господь «купил нас дорогою ценою» – ценой Своей жизни. Богочеловек воплотился, пострадал до смерти и воскрес – ради нашей встречи и соединения с Богом. Поэтому отныне мы, крестившиеся во Христа, составляем Тело Христово, мы – Церковь, христиане.
Сегодня мы слушали также евангельскую притчу о блудном сыне (Лк. 15:11–32), основное содержание которой – возвращение человека к Богу. Сын растратил все, что имел в суетных удовольствиях и, раскаявшись, возвратился, надеясь быть хотя бы рабом в отчем доме. А отец бросается к нему навстречу и полностью восстанавливает его в прежнем достоинстве – формальным, как бы мы сейчас сказали, юридическим подтверждением тому становится перстень, данный сыну для ношения.
Конечно, многим уже хорошо знакома эта притча, которая описывает отношения каждого человека с Богом. Важно понимать, что возвращаясь к Господу, мы никогда не можем идти привычно и самоуверенно, думая, что Господь нас сейчас обязательно примет как сыновей и дочерей. При покаянии надо искать сокрушенного сердца. И при этом смиренном и сокрушенном сердце Господь принимает человека, так как каждый из нас, любимый Его сын или дочь, бесконечно дорог Ему. Вновь вернувшись в дом Отчий, мы приобщаемся Телу и Крови Христовой за Божественной литургией. Но очень странно, что эта единственная встреча с Господом во время Евхаристии, которая является центром нашей жизни и за которую была заплачена такая дорогая цена, становится для многих христиан как будто бы не так важна.
Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожка́ми, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся. (Лк. 15:11–32)
Когда-то в древней Церкви велись споры о том, кто может участвовать в Евхаристии. Заметьте, речь шла не о том, сколько раз и как часто человек должен причащаться, а о том, кто может причащаться. Когда Церковь зарождалась, то знала три категории людей: верные – принявшие крещение, оглашенные – те, кто готовился принять Таинство крещения, и уже позже, со временем появлялся чин людей, пребывавших в покаянии за тяжкие грехи – например, отречение от Христа при гонениях, блуд, убийство и т.д. Они были верные христиане, но не приобщались во время Евхаристии, потому что должны были принести плоды покаяния. Других вариантов для того, чтобы участвовать в жизни Церкви, просто не было.
В современной Церкви, помимо крещеных и кающихся, появилась такая категория людей, как «присутствующие». Это те, которые присутствуют на Евхаристии, но в ней не участвуют. Бывают объективные причины к тому, чтобы не приобщаться за литургией. Но сам факт массового присутствия на Евхаристии и неучастия в ней противоречит устроению Церкви.
С одной стороны, действительно, сейчас в чем-то стало сложнее участвовать в Евхаристии, при ежедневном служении литургии. В древней Церкви Евхаристия совершалась раз в неделю в воскресенье, потом прибавились среда, пятница, суббота, дни памяти мучеников. Казалось бы, такая духовная активизация должна была привести к внутреннему подъему для христиан, а получилось, что люди не могут участвовать в Таинстве каждый день.
Но сам факт массового присутствия на Евхаристии и неучастия в ней противоречит устроению Церкви.
Все вышесказанное – не призыв к тому, чтобы оставить все необходимые дела ради ежедневных богослужений. Хотелось бы прежде всего обратить внимание на то, что в христианском сознании должен стоять выбор не о количестве причащений в месяц, год и т.д., а о постоянном желании участия в Евхаристии. В нашем сознание говение должно быть не каким-то исключительным событием в жизни: «вот, я живу сам по себе и делаю что хочу, а потом вдруг решил поговеть и причаститься». Такой раздвоенности не может быть.
Вся жизнь христианина есть подготовка к Евхаристии, вся его жизнь вручается Христу на литургии. Мы исполняем многодневные и дневные (по средам и пятницам) посты, установленные Церковью, другие варианты индивидуального поста обсуждаем со священником. Но в целом христианская жизнь не может представлять собой чередование обычных, комфортных, и неких специально выделенных периодов подготовки – она вся должна быть целостной подготовкой ко встрече со Христом. Христианин должен жить участием в Евхаристии. В любой момент жизни он желает встречи со Христом, пока живет на земле, потому что «куплен дорогою ценою», по слову апостола Павла.
Но в целом христианская жизнь не может представлять собой чередование обычных, комфортных, и неких специально выделенных периодов подготовки – она вся должна быть целостной подготовкой ко встрече со Христом. Христианин должен жить участием в Евхаристии.
На протяжении жизни человеку открываются различные возможности, которые нередко ставят его перед моральным выбором. И здесь снова руководят слова апостола – «все мне позволительно, но не все полезно». Если какая-то вещь или дело отдаляет меня от встречи с Христом, то это мне не полезно – причем не только «перед причастием в воскресенье», но и вообще когда-либо.
Мы куплены дорогой ценой – ради этого каждый день моей жизни должен быть днем приготовления ко причастию. Иногда люди говорят: «мне лень готовиться», «я устал». Непонятно, как христианин может устать жить по-христиански?
Для участия в литургии не требуется сверхъестественных подвигов. Естественное воздержание в постные дни, естественное приуготовление молитвой – это просто часть христианской жизни, это воздух, которым я дышу, и невозможно его отмерить или подсчитать количество вдохов. Мы куплены слишком дорогой ценой, и мы возвращаемся в Отчий дом, как блудные дети, с осознанием своего недостоинства, с желанием, чтобы нас приняли хотя бы как рабов. А Господь встречает нас как своих любимых детей и дает нам Свой дар, святое причащение. И я желаю, чтобы каждый из нас проводил каждый час своей жизни в ожидании радостной и утешительной встречи со Христом. Аминь.